Политические последствия пенсионной реформы

Содержание
  1. Последствия пенсионной реформы
  2. Серые зарплаты
  3. Какие негативные факторы вызывает зарплата в конверте
  4. Вывод
  5. Вероятность принятия закона о пенсионной реформе
  6. Можем ли мы повлиять на реформу
  7. Пенсионная реформа в России
  8. Что изменится?
  9. Причины новой пенсионной реформы
  10. Изменения в пенсионном возрасте
  11. Выплата накопительной пенсии — изменения в 2021 году
  12. Гарантированный пенсионный план
  13. План перемен: Александр Кынев. Что пенсионная реформа изменит в российской политике
  14. Почему тема пенсионной реформы настолько важна для России?
  15. В итоге реформа является неприятной новостью, вынуждающей менять жизненную стратегию, примерно для 27 миллионов россиян. Это наиболее активный и хорошо мобилизуемый электорат.
  16. Почему власти пошли на этот шаг?
  17. То, что избирателям было в реальности больше не за кого ать, не означает, что они полностью одобряют то, что происходит.
  18. Что дальше?
  19. Существуют три сценария пенсионной реформы относительно силовиков:
  20. Безработица и бедность: чем грозит пенсионная реформа
  21. Хорошо быть француженкой на пенсии
  22. Россияне не хотят на пенсию
  23. Пенсионная реформа – зло или всё-таки нет? К чему приведёт повышение пенсионного возраста?
  24. Основные положения пенсионной реформы
  25. Прогнозируемые последствия
  26. Экономические
  27. Для студентов
  28. Для будущих пенсионеров
  29. Для работодателей
  30. Пенсионная реформа – зло или нет

Последствия пенсионной реформы

Политические последствия пенсионной реформы

6 марта 2021, в 09:17

Пенсионную реформу все помнят. Суть проста, повысить возрастной порог для выхода на пенсию. Размышления по поводу последствий пенсионной реформы для страны и людей отражены в статье, выводы сделает каждый сам, возможно отличные от мнения автора.

Можно выделить следующие основные пункты:

1. Чем дольше вы не выходите на пенсию, тем дольше не получаете деньги из ПФР

2. Если человек начал получать пенсию, то период ее получения будет меньше, следовательно, и денег будет выплачено меньше, т.е. в фонде останется больше

3. Учитывая продолжительность жизни в стране, доступность и качество медицины, экологию, пагубные факторы алкоголя и сигарет (особенно в сельской местности) достаточно большая часть населения пенсию в принципе не получит, так как до нее не доживет

5. Чем дольше вы работаете, тем дольше работодатель платит за вас страховые взносы. Это огромный доход в казну государства

6. Ответственность за увольнение предпенсионеров[/link_webnavoz]. Таким образом, реформа обрастает статьями с административной ответственностью, штрафами. Это также дополнительный доход для бюджета

7. Чем дольше пожилой человек будет занимать рабочее место, тем сложней будет устроиться молодому, либо вырасти в должности

8. Если человек в преклонном возрасте увольняется с места, в котором работал долгие годы, то найти новую работу будет очень сложно. При этом и пенсии еще нет.

9. Если деятельность возрастного работника связана с опасными факторами, то работодателю нужно будет тратить больше средств на мероприятия по охране труда. Больше будет вероятность страховых случаев, ведь реакция, внимательность с возрастом падают

10.Бабушке некогда будет сидеть с внуком, потому что надо будет работать до 63 лет

Еще одним китом-проблемой этого реформирования станет повальный переход на зарплаты по минималке, остаток заработка скрывается от налоговых органов. Стандартная и распространенная ситуация в нашей стране.

Серые зарплаты

 Зарплаты в конвертах – это не новое явление для нашей страны. Суть проста, чем меньше работодатель показывает официальной зарплаты, тем меньше он платит взносов с нее. А эта статья расходов очень-очень большая для него.

Метод первый – повышение «минималки»

Минимальную оплату труда сравняли с прожиточным минимумом. В некоторых областях нашей страны, как правило, северных, дальневосточных районные коэффициенты могут поднять минималку чуть ли не в 2 раза. На 2021 год МРОТ – 12 130 рублей.

Узнать важное:  Как стать самозанятым – Инструкция 2021

Метод второй – пропаганда

Государством активно ведется разъяснительная работа среди населения о том, как плохо получать серую зарплату, что теряет человек при получении неучтенных государством денег в конверте. Предлагается сообщать в органы власти о работодателях, у которых есть такие правонарушения при выплатах сотрудникам.

Какие негативные факторы вызывает зарплата в конверте

Во-первых, 2-НДФЛ с маленькой суммой зарплаты.

Вы сможете рассчитывать на сумму кредита меньшую, чем вы изначально планировали. И это несмотря на то, что платежеспособность у вас есть. Вот и получится, что при покупке квартиры не хватает миллиона рублей, а банк выдаст только 400 тысяч, так как по данным справки о зарплате больше вы платить не сможете.

Во-вторых, декретницы.

Девушка при выходе в декрет будет получать пособие с «белой» зарплаты. И здесь сказать нечего, серая зарплата в данном случае абсолютное зло.

В-третьих, маленькая пенсия в будущем.

22% в ПФР работодатель платит с белой зарплаты. Размер пенсии зависит, в том числе от величины перечисленных взносов. Логика проста, чем меньше отчислений, тем меньше пенсия.

Также есть социальная пенсия, которая платится тем, у кого стажа за всю жизнь не набралось. Есть проект закона об ее увеличении до прожиточного минимума, т.е. 11 – 13 т.р.

Вывод

Представьте ситуацию. Вам 30 лет. По проекту до пенсии вам еще 35 лет. В течение этого срока за вас будут платить 22% (а потом может и больше) с вашей зарплаты. Огромные деньги. Но при этом есть ли уверенность, что через 35 лет вы получите достойную пенсию? Конечно, нет!

1.Будет еще множество пенсионных реформ с конвертацией вашего стажа и отчислений

2. 35 лет для российской экономики – это вечность. Так далеко не планируют

Тогда какой смысл в белой зарплате?
Если работодатель будет платить зарплату в серую, при этом повысит ваше вознаграждение на 3-5 т.р., то это будет выгодней, так как вы получаете «живые» деньги сейчас, а государство вам предлагает непонятно какую сумму через 35 лет.

Вероятность принятия закона о пенсионной реформе

Вероятность принятия пенсионной реформы очень высока. Во-первых, это даст большие доходы казне. Во-вторых, проводимые митинги не приносят результатов.

Возможен вариант, когда пенсионная реформа будет принята немного в другом виде.

Подобная ситуация была со ставками по оплате проезда большегрузов в системе «Платон».

Можем ли мы повлиять на реформу

Отдельными политическим партиями предлагается вариант референдума. Его результаты обязательны для власти. Тем не менее, никто не даст его провести, потому что результат понятен.

Узнать важное:  Статус предпенсионера: что дает и как оформить в 2021 году

Таким образом, пенсионная реформа заставляет задуматься о следующих трех вещах:

1. Нужна ли белая зарплата

2.Какую профессию выбрать (дополнительно освоить), чтобы в преклонном возрасте иметь возможность заработать на кусок хлеба

3.Какие пассивные источники дохода можно найти, чтобы прокормить себя в старости (в т.ч. в случае утраты трудоспособности)

Так как все уже произошло, остается действовать в новых реалиях.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://lazyduralex.ru/novosti/posledstvija-pensionnoj-reformy/

Пенсионная реформа в России

Политические последствия пенсионной реформы

Правительство РФ приступило к новой пенсионной реформе, которая начала реализовываться уже в 2021 году и продлится до 2024 г. Первым этапом очередной реформы стало повышение пенсионного возраста до 65/60 лет для мужчин и женщин. Такой закон был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2021 г.

Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательство назревала уже давно.

  • Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились, прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть.
  • Правительству удалось стабилизировать последствия только к 2021 году — в том числе за счет непопулярной среди населения заморозки пенсионных накоплений, отмены индексации пенсии работающим пенсионерам и т.д.

Что изменится?

Обсуждаемые сейчас изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:

Какие из изменений вступят в силу уже с 2021 года, а какие проекты будут реализованы позднее — известно только частично. Повышение пенсионного возраста и изменения в системе назначения досрочных пенсий начались уже с 2021 года. По остальным вопросам общей позиции у профильных министерств и ведомств пока нет, поэтому конкретное содержание пенсионной реформы еще не озвучивается.

Причины новой пенсионной реформы

Вопрос о необходимости изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно долго. И вот 8 мая 2021 года в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер-министр Дмитрий Медведев предложил перейти от обсуждений к конкретным действиям (прежде всего, в наиболее остром вопросе повышения пенсионного возраста).

Необходимость изменений Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

  1. Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 — для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2021 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года. В своем майском указе от 07.05.2021 г. № 204 Президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, а к 2030 — уже до 80 лет.
  2. Ежегодно увеличивается доля пенсионеров в структуре населения. Росстат прогнозирует, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится на 4 млн. человек
  3. Для реализации нацпроектов 2021-2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете. Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо найти где-то дополнительные 8 трлн рублей (что составляет половину годового бюджета страны). По мнению издания «Коммерсантъ», на покрытие этого бюджетного дефицита могут быть направлены средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы.
  4. Фактически не работающая несколько лет система накопительных пенсий. В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены» — то есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за работника направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений (то есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет).

Изменения в пенсионном возрасте

Первый вопрос (он же наиболее острый), за решение которого Правительство взялось в 2021 году, — это повышение пенсионного возраста.

27 сентября 2021 г. Госдума в третьем чтении одобрила законопроект о повышении пенсионного возраста с предложенными к нему поправками, в том числе и предложенные Президентом В. Путиным. Этот закон 3 октября 2021 г.

был одобрен Советом Федерации и подписан Владимиром Путиным.

В результате чего пенсионный возраст увеличился на 5 лет для мужчин и женщин, с предусмотренным в первые два года льготным выходом на пенсию (на 6 месяцев раньше срока).

Стоит напомнить, что 14 июня 2021 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о поэтапном повышении пенсионного возраста в России с 1 января 2021 года на 5 лет для мужчин (с 60 до 65 лет) и на 8 лет для женщин (с 55 до 63 лет). Увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости предлагалось проводить ежегодно на 1 год.

29 августа 2021 г. президент РФ В.Путин выступил со своим обращением к населению страны, в котором предложил скорректировать законопроект Правительства и внести следующие изменения:

  1. Смягчить пенсионный возраст для женщин на 3 года (т.е. установить норматив возраста на уровне 60 лет);
  2. Предоставить гражданам, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в ближайшие два года (2021-2021 гг.), возможность выйти на 6 месяцев раньше, чем это предполагает новый закон — т.е. в 55.5 и 60.5 для тех, кто должен был оформлять пенсию по старым правилам в 2021 г., 56.5 и 61.5 — в 2021 г.;
  3. Обеспечить досрочный выход на пенсию для лиц, имеющих продолжительный страховой (трудовой) стаж: у женщин 37 лет, у мужчин 42 года;
  4. Предусмотреть досрочный выход на пенсию многодетным матерям: с тремя детьми — на 3 года раньше срока, с четырьмя — на 4 года раньше.

Окончательный, подписанный Президентом закон о повышении пенсионного возраста с 2021 г. представлен ниже:

Необходимо отметить, что изменение возраста выхода на пенсию повлечет за собой корректировки и во многих других вопросах пенсионной системы (например, выплаты из накопительной части пенсии и досрочный выход на пенсию).

Выплата накопительной пенсии — изменения в 2021 году

По старому пенсионному законодательству (а именно ст. 6 закона № 424 от 28.12.2013 г.) устанавливалось, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста.

Поправками к закону о повышении пенсионного возраста, которые внесли депутаты «Единой России», предусмотрено, что после проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по-прежнему оформить в 55/60 лет (по нормативам старого возраста).

Кроме того, с 1 января 2021 года ожидаемый срок выплаты накопительной пенсии увеличился до 258 месяцев (для сравнения, на 2021 год это параметр был утвержден в размере 252 месяцев, т.е.

в 2021 году эта величина увеличилась на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений.

Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле:

где соответственно:

  • ПН — суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
  • Т — период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).

Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) — 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.

Стоит отметить, что корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2021 году.

Гарантированный пенсионный план

Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему, действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений.

Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается).

Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями — гарантированным пенсионным планом (ИПК).

До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:

С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.

Новая добровольная накопительная система (ГПП) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала.

Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно — по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.

Стоит отметить, что при введении в действие программы ГПП действующая на текущий момент накопительная система будет отменена.

Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в систему ИПК (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:

  • переведены в пенсионные баллы и направлены на страховую часть пенсии;
  • либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет перенаправить накопления из ПФР в НПФ, чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.

Источник: http://pensiya.molodaja-semja.ru/reforma/

План перемен: Александр Кынев. Что пенсионная реформа изменит в российской политике

Политические последствия пенсионной реформы

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Внезапно анонсированная, но давно обсуждавшаяся пенсионная реформа медленно, но верно становится главным фактором российской внутренней политики-2021.

Все уже понимают, что даже «случайное» совпадение ее анонса с началом чемпионата мира по футболу и сезоном летних отпусков не помогло.

При том, что в публичном медиаполе никакой критики нет, по данным различных опросов, 90-92% относятся к объявленной реформе отрицательно, даже официальные рейтинги Владимира Путина и Дмитрия Медведева ползут вниз. За ними следуют и будут следовать дальше рейтинги всех иных чиновников.

При этом сам Владимир Путин реформу не комментирует, вся информационная тяжесть, очевидно, отведена правительству, но это явно не спасает. Граждане прекрасно понимают, кто реально принимает решения и назначает всех ключевых чиновников. Осенью, когда дойдет до реального принятия законопроекта, ситуация явно станет еще острее.

Александр Кынев, политолог. Статья подготовлена для аналитического проекта «План Перемен».

Критиками реформы сказано уже много, а будет сказано еще больше.  И о том, что эта тема никак не обозначалась в ходе президентских выборов, завершившихся 18 марта триумфальными 76,7% за Владимира Путина.

И о том, можно ли вообще называть реформой ситуацию, когда в системе не меняется ничего (не решается вопрос формирования пенсионных прав и накоплений, льгот для отдельных категорий работников), кроме возраста выхода на пенсию.

 И о том, что с учетом возраста дожития мужчинам по достижении пенсионного возраста останется жить 11 лет, а женщинам – 18, тогда как на Западе эти цифры больше, и пенсии внушительней.  

Может быть, реакция общества была бы другой, но по какой-то причине никто не счел нужным готовить эту реакцию, заранее снимать наиболее болезненные моменты, как это происходит в развитых странах. В результате спешка, с которой принимаются столь важные решения, затрагивающие всех, становится одним из ключевых факторов общего негативного отношения ко всей инициативе.

Почему тема пенсионной реформы настолько важна для России?

Во многом именно потому, что люди старшего возраста, более консервативные и часто ностальгирующие по временам СССР, исторически являются главной электоральной опорой власти в стране.

Именно они главная аудитория контролируемых Кремлем телеканалов, создающих «параллельную окружающему миру реальность».

Люди возрастные не знают иностранных языков, менее мобильны и обучаемы, им сложнее найти работу, и они, помимо информационного конформизма, еще и существенно зависят от социальной помощи государства – различных льгот, пособий и т.д.

Именно по базовой для власти социально-возрастной группе и бьет это реформа. При этом тех, кто уже на пенсии, в России около 37 миллионов человек (примерно 25%). Впрочем, они уже ее получают, и в их положении ничего не меняется.

Главный объект удара – люди предпенсионного возраста. Тех, кто явно думает о пенсии в ближайшей перспективе, то есть тех, кто старше 50 лет (женщины 50-55 лет и мужчины 50-60 лет), и именно у них реформа резко меняет жизненные планы, а это 18 миллионов человек.

Еще 9 миллионов — в возрасте 45-50 лет. 

В итоге реформа является неприятной новостью, вынуждающей менять жизненную стратегию, примерно для 27 миллионов россиян. Это наиболее активный и хорошо мобилизуемый электорат.

Именно опорой на возрастной консервативный электорат, основу «путинского большинства», можно объяснить многие публичные решения времен его президентства. Делалось и провозглашалось именно то, что этому электорату понравится.

Это и символическая политика (возвращение советского гимна и иной советской символики и ритуалов типа военных парадов), и ставка на «защиту семейных ценностей» (борьба с ЛГБТ, усиление роли церкви, антизападная риторика и тд), даже присоединение Крыма – это фактически мощнейшая апелляция к политике имперской ностальгии и постимперской фрустрации. И именно те, кто был опорой власти, теперь поставлены ей под удар.

Вопрос пенсий во многом это и вопрос социального статуса, негласного контракта между властью и гражданами, который власть нарушает в одностороннем порядке. С возрастом выхода на пенсию в России связаны и другие социальные права, например, право на льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Почему власти пошли на этот шаг?

Необходимость реформы власти объясняют старением населения и стремлением обеспечить нормальный уровень жизни пенсионеров. Негласно говорится о потребности найти средства на выполнение нового масштабного майского указа В.

Путина под названием «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Он содержит указания правительству, которому поручается увеличить численность населения, повысить уровень жизни россиян и создать для них комфортные условия жизни (включая обеспечение доступным жильем и улучшение качества автодорог), а также «условия и возможности для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

Скорее всего, политически решение о проведении реформы связано с сочетанием ряда факторов. С одной стороны, в новом правительстве переизбыток «бухгалтеров», и его социальный блок крайне ослаблен.

Сокращать любые расходы для бухгалтеров естественно.

С другой стороны, власти явно переоценили уровень собственной поддержки в условиях фактически неконкурентных выборов и то, как общество «проглотило» ряд иных непопулярных решений (например, введение сбора на капитальный ремонт домов).

То, что избирателям было в реальности больше не за кого ать, не означает, что они полностью одобряют то, что происходит.

При этом «системная» (то есть представленная в парламенте) оппозиция после комплекса мер 2012-2014 годов почти полностью утратила субъектность, целиком зависит от государственного финансирования, получает различные утешительные должности и привыкла согласовывать кандидатов на выборах самого разного уровня. Таким образом, ее реакции заведомо не боялись (и, как показали дальнейшие события, совершенно правильно – никаких попыток организации массового протеста системная оппозиция не предпринимает).

Что дальше?

Единодушная негативная реакция граждан на объявленную реформу, несмотря на ее тотальную поддержку в официальных СМИ,  стала для власти неприятным сюрпризом.

Более того, в результате слабости «системной» оппозиции недовольство новой реформой немедленно было подхвачено главным лидером «несистемной» оппозиции Алексеем Навальным, ранее опиравшимся преимущественно на поддержку молодежи и образованных горожан, который назначил на 1 июля очередные акции протеста.

Их массовость не имеет значения – середина лета, но политическая заявка сделана. Даже крайне слабые в России профсоюзы (их слабость – следствие их явной аффиляции с государством в советские годы) стала предпринимать попытки инициирования акций протеста, несмотря на «мертвый» летний сезон.

В настоящее время власти в очевидной растерянности.

Данные СМИ указания давать позитивный PR реформе не помогают (в ход идет все, от рассказов про то, что в результате снизится миграция из стран Центральной Азии, до обещаний улучшить медицинское обслуживание). Попытки проведения легальных акций протеста блокируются, тем самым «системная» оппозиция дополнительно парализуется, чем пользуется Навальный.

К осени ситуация, очевидно, станет более острой. На пенсионную реформу могут наложиться последствия других неприятных для граждан и при этом чувствительных решений – рост цен на бензин, повышение НДС, рост тарифов ЖКХ из-за проблем с утилизацией мусора.

Особенность российского общества – граждане не привыкли читать законы и думать об их последствиях, обычно реагируют на реформы, когда они уже состоялись. Так было и с либерализацией цен в начале 1990-х, и с монетизацией льгот в 2005, и со многими другими решениями.

Поэтому недовольство граждан будет расти прямо пропорционально тому, как они лично будут сталкиваться с последствиями уже принятого решения. Постепенно будет возникать и увеличиваться прослойка крайне бедных людей, которых на работу уже не берут, а пенсии они не получают.

О массовых протестах как акциях гражданского неповиновения, очевидно, речи не идет. Причина как в «размазанности» последствий для разных групп граждан по годам, так и в том, что существует проблема с субъектом организации таких акций. Системные партии на это не способны, Навальный пока опыта работы с такими возрастными группами граждан не имеет.

Однако недовольство, несомненно, будет выражаться и в первую очередь в электоральном поведении. Речь как о падении рейтингов президента и премьер-министра,  так и о ании за «Единую Россию», которая всегда была производной от поддержки Путина.

По иронии судьбы, иного способа выразить протест на выборах, кроме как ать за ту самую, почти не защищающую граждан «системную» оппозицию власти, у большинства избирателей просто нет. Даже если сама «системная» оппозиция (КПРФ, ЛДПР и другие) ничего не делает, чтобы получить эти голоса.

При этом сохраняется риск, что чрезмерная пассивность и конформизм «системной» оппозиции будут вести к росту поддержки несистемных сил.

По этой причине власти могут пойти на то, чтобы расширить «поле допустимого несогласия», которое позволяется системной оппозиции. Выбор у них в этом отношении небольшой: или позволить больше самостоятельности лояльной оппозиции, или начнет усиливаться нелояльная. В результате реформа может немного оживить находящуюся в анабиозе партийную систему.

Наиболее проблемная зона – это территории, по климатическим причинам малопригодные для ведения подсобных хозяйств, которые дают возможности компенсировать низкие доходы жителям южных регионов страны.

Однако жителям Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока с помощью подсобных хозяйств компенсировать ухудшение социально-экономического положения не получится.

Тоже самое касается жителей крупных городов, где подсобных хозяйств просто не существует.

Очень вероятно, что при сохранении негативной реакции на реформу, власти пойдут на смягчение ее положений (скорее всего, в виде вмешательства президента, который таким образом может попытаться компенсировать для себя имиджевые потери).

Критики реформы утверждают, что экономическая ситуация позволяет обойтись без повышения пенсионного возраста (из-за высоких цен на нефть пополняется Фонд национального благосостояния, бюджет находится в профиците, уровень госдолга низкий, не говоря уже про дивиденды госкомпаний).

Проблему несправедливости реформы отчасти могла бы решить одновременная реформа системы льготных пенсий для чиновников и сотрудников силовых структур. Сейчас почти 30% пенсионеров в стране выходят на пенсию раньше срока — это неоправданно высокий процент, который не встречается нигде в мире.

Это сотрудники органов власти и правоохранительных органов (ФСБ, МВД, Росгвардия, прокуратура, военнослужащие, гражданских госслужащие). Сейчас минимальный стаж  силовиков, дающий им право получать ведомственную пенсию, составляет 45 лет.

За счет разницы стажа на севере и во время боевых действий рассчитывать на государственную пенсию бойцы и офицеры могут с 40 лет. В силовых структурах минимальный стаж выслуги сейчас составляет 20 лет, тогда как для большинства профессий нормальным сроком считается 30 лет работы.

В отличие от шахтеров или инвалидов, эти люди обычно не имеют хронических проблем со здоровьем и сохраняют возможность работать — к примеру, военнослужащие после армии выходят на рынок труда и устраиваются охранниками или менеджерами.

Многие из этих людей получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета — по статьям соответствующих ведомств. Для силовых ведомств в России фактически создана отдельная корпоративная пенсионная система, что негативно воспринимается остальным населением.

Существуют три сценария пенсионной реформы относительно силовиков:

  • Повышение минимального возраста выхода на пенсию с 45 лет до 50 лет с 2021 года
  • Повышение выслуги до 25 лет для сотрудников полиции с 2021 года
  • Повышение сотрудникам полиции в будущем выслуги до 30 лет

Известно, что поправки об увеличении минимального стажа для сотрудников внутренних дел уже подготовлены, только правительство пока медлит с их принятием.

Три года назад правительство уже рассматривало сценарий повышения минимального срока службы с 20 до 30 лет, но этот вариант был отвергнут.

Вообще предложения о повышении нижнего предела выслуги лет для сотрудников МВД звучат с 2013 года, когда экономика страны стала проявлять признаки стагнации, к чему спустя год прибавились санкции и упавшие цены на нефть.

Кардинальный вариант  пенсионной   реформы   силовиков  — отмена ведомственной пенсии как таковой. Самый жесткий сценарий развития событий, который предлагает Минфин, — это переход от пожизненных выплат силовых ведомств на единовременное пособие с последующим трудоустройством на гражданские должности.

Однако поддержка этой узкой прослойки людей для властей сегодня не менее важна, чем благополучие всех остальных пенсионеров, так как это не только ее опора, но и в значительной степени защита.

Во многом это и есть основа самой властной элиты России. Таким образом, власти сейчас ищут варианты, какую часть собственной опоры обидеть больше, а какую меньше.

Подобного конфликта между основой «путинского большинства» и властью не было все эти 18 лет.

Источник: https://echo.msk.ru/blog/planperemen/2235330-echo/

Безработица и бедность: чем грозит пенсионная реформа

Политические последствия пенсионной реформы

Если повысить пенсионный возраст на пять лет, что, скорее всего, и сделает правительство, то доходы населения снизятся на 41 млрд рублей в первый же год реформы. Кроме того, обострится проблема безработицы среди молодежи. В итоге пенсионная реформа обойдется стране снижением ВВП, предупреждают эксперты.

Институт актуальной экономики посчитал экономические последствия повышения пенсионного возраста в России. Для расчета был взята пенсионная планка, при которой мужчины будут уходить на пенсию в 65 лет (сейчас — 60), а женщины — в 63 года вместо нынешних 55 лет. Такой вариант сейчас в правительстве считается приоритетным.

Повышение будет проходить поэтапно, по полгода ежегодно, на протяжении 10 лет.

По данным Росстата, в прошлом году в России проживало 918,3 тыс. мужчин и 1,166 млн женщин предпенсионного возраста. Итого за год на пенсию выходит в среднем 2 млн человек. Средняя пенсия, по данным ПФР, составляет сейчас 13,7 тыс. руб.

Снижение покупательной способности

Исходя из этих данных, в первый же год повышения пенсионного возраста россияне предпенсионного возраста недополучат 41,1 млрд рублей.

«Повышение пенсионного возраста означает недополучение людьми значительных сумм, что ведет к снижению покупательной способности, которая тянет за собой спад спроса на товары массового потребления. В результате возникает цепная реакция, осложняющая выход отечественной экономики из затяжного кризиса», — говорится в исследовании института.

Повышение пенсионного возраста не только снизит доходы части россиян, но и усилит проблемы с молодежной безработицей, считают эксперты. По данным Росстата за 2021 год, работающие пенсионеры составляют 34,5% от всех работников.

Причем больше всего среди работников женщин начального пенсионного возраста (55 — 59 лет): 11,9%. Мужчины в возрасте 60 — 64 года составляют 7,1% от общего числа работников.

В последующих возрастных категориях доля работающих пенсионеров снижается.

При этом уже сейчас безработица среди молодежи (в возрасте до 25 лет) составляет 18,7%. То есть безработным в этой возрастной категории считается почти каждый пятый, тогда как в среднем по стране безработица колеблется возле отметки 5%.

«Повышение пенсионного возраста обойдется экономике от 0,5% до 1,5% в год в зависимости от цен на углеводороды», — предупреждают эксперты Института актуальной экономики.

Они признают необходимость проведения пенсионной реформы и называют оптимальным вариант повышения пенсионного возраста на полгода каждый год.

Хотя ранее обсуждались и менее жесткие алгоритмы повышения пенсионного возраста — по три месяца ежегодно.

В любом случае авторы исследования считают, что необходимо снизить риски негативных последствий пенсионной реформы для граждан и для экономики в целом. Для этого необходимо соблюдение ряда условий.

«Во-первых, экономика страны на протяжении минимум трех лет должна показывать темпы роста, не отстающие от среднемировых более чем на 1 п. п.», — отмечают эксперты. В Германии, например, многие негативные последствия повышения пенсионного возраста (такие, как, например, снижение покупательной способности населения) компенсируются ускоряющимся ростом экономики. Не говоря уже о развитой системе добровольного пенсионного страхования.

Хорошо быть француженкой на пенсии

Во-вторых, негативные социальные последствия от реформы будут смягчены, если возраст дожития у мужчин поднимется до 19 лет, а у женщин составит не менее 22 лет.

Сейчас в среднем по России возраст дожития у мужчин составляет 16,08 лет, а у женщин — 25,8 лет.

Эксперты предлагают ориентироваться на страны ЕС, в которых возраст дожития намного выше, чем в России.

В Германии возраст дожития для мужчин составляет 19,4 года, а для женщин — 22,8 года, в Норвегии — 17,9 и 21,8 года соответственно, в Австрии — 19,9 и 25,4, в Бельгии — 21,1 и 25,8, во Франции (европейский лидер) — 23 года для мужчин и 27,2 года для женщин.

То есть возраст дожития у российских женщин находится на хорошем европейском уровне, а у мужчин значительно отстает.

Заключительным этапом реформы, отмечают эксперты, может стать выравнивание пенсионного возраста у мужчин и женщин, но эта проблема следующего десятилетия.

В России отчетливо прослеживается динамика увеличения доли пенсионеров в населении страны. По данным Росстата по состоянию на 1 января 2011 года, на 1000 человек населения приходилось в среднем 292,7 пенсионера, в 2015-м — уже 304,2 пенсионера, на 1 января 2021 году на 1000 работников приходилось 313,7 пенсионера.

Растут не только относительные, но и абсолютные показатели: в 2011 году пенсию по старости получали 32 млн 462 тыс. человек, в начале 2021 года таких было уже 36 млн 336 тыс. человек. Численность населения в трудоспособном возрасте при этом снижается. В 2011 году 87 млн 847 тыс. человек находились в трудоспособном возрасте, а к 2021 году таких осталось только 83 млн 224 тыс. человек.

Россияне не хотят на пенсию

Как следует из опроса Фонда общественного мнения (ФОМ) , только 9% россиян одобряют идею повышения пенсионного возраста в России.

Хотя более четверти (28%) признают, что нынешние пороги выхода на пенсию занижены.

В начале мая премьер Дмитрий Медведев заявил, что правительство в кратчайшие сроки подготовит законопроект о повышении пенсионного возраста и внесет его на рассмотрение депутатов Госдумы. А вице-премьер Татьяна Голикова уточняла, что пенсионная реформа в России может начаться уже в 2021 году. По словам пресс-секретаря премьера Натальи Тимаковой, повышение пенсионного возраста обсуждается на совещаниях у премьера «последние полгода минимум».5 июня в правительстве, по сообщениям СМИ, состоялось совещание, на котором обсуждались три варианта повышения пенсионного возраста в России. В варианте Минтруда предполагается повышение возраста по выходу на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 60. У министерства просчитан и второй вариант, более щадящий — до 62 лет для мужчин, у женщин — до 60 лет. Вариант Минфина: повышение возраста по выходу на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Обсуждается также возможность досрочного выхода на пенсию по желанию гражданина, но с пониженным размером пенсионных выплат.

Источник: https://finance.rambler.ru/economics/40034015-bezrabotitsa-i-bednost-chem-grozit-pensionnaya-reforma/

Пенсионная реформа – зло или всё-таки нет? К чему приведёт повышение пенсионного возраста?

Политические последствия пенсионной реформы

Последствия такой реформы коснутся не только будущих пенсионеров, но и тех, кому только предстоит выходить на рынок труда. Это серьёзный шаг, который изменит жизнь большей части граждан и общее состояние экономики РФ.

Основные положения пенсионной реформы

Все нововведения можно представить тезисно:

  • Возраст ухода на пенсию будет повышен до 65 лет для мужчин и 60 – для женщин. В обоих случаях планка возрастёт на 5 лет.
  • Предусмотрено постепенное повышение требуемого возраста. Окончательные значения будут достигнуты к 2028 году.

Изначально заявлялось, что для женщин планку поднимут аж на 8 лет (до 63 лет соответственно). Но позднее по предложению Путина её снизили до 60 лет. Скорее всего, эти манипуляции были запланированы с самого начала, чтобы народ принял послабления, и градус напряжения снизился.

Ещё до принятия пенсионной реформы были приняты другие законопроекты, которые ужесточили условия ухода:

  • Порог минимального стажа будет повышаться, пока к 2024 году не достигнет планки в 15 лет. На 2021 год необходимая планка составляет 10 лет.
  • Будет расти и требование к минимальному количество накопленных баллов. Оно возрастёт до 30 к 2024 году.

Прогнозируемые последствия

С экономической стороны дело обстоит лучше, чем с социальной. Благодаря сокращению трат бюджет сэкономит больше 2 триллионов рублей. За счёт этих освободившихся денег и планируется увеличить пенсии граждан в будущие годы.

Но здесь нужно понимать, по какому именно алгоритму будут повышены выплаты.

Величина пенсии состоит из двух сумм:

  • госдоплаты фиксированного размера, которая ежегодно пересматривается в сторону увеличения и не зависит от выработки гражданина;
  • количества накопленных пенсионных баллов, которые переводятся в денежный эквивалент согласно ставке, установленной в год ухода лица на отдых.

Обе эти части будут расти в ближайшие годы. Число накапливаемых гражданами баллов будет увеличиваться вследствие поднявшейся планки трудового возраста. Их «цена» будет постепенно возрастать, но фактических растрат государство на повышение этой составной части пенсии не понесёт.

Экономические

Ранее прогнозировался рост числа неработающего населения. В результате повышения возраста ряды работающего населения к 2036 году вырастет на 12 000 000 человек. По прежним правилам они бы вышли на отдых, но благодаря изменениям число трудящихся граждан будет повышено до 92 000 000 человек к 2036 году. Без нововведений их число бы составило 80 000 000 человек.

Образовавшиеся 12 000 000 человек нужно будет куда-то устроить. Поскольку с 2021 году вырастет и налоговая нагрузка, возрастёт теневая экономика и серая занятость. По разным оценкам в последние 2 года только серые зарплаты получают 30-40% работающего населения.

По факту бюджет от этого решения сэкономит только 2 млрд. рублей, только за счёт сокращения численности пенсионеров. Дефицитный бюджет Пенсионного Фонда должен стать таким образом профицитным.

Реальную же его доходность (даже с учётом возросших налогов) спрогнозировать трудно.

В результате численность трудоспособного населения будет повышена. Но обеспечить работой такую массу людей страна будет не в состоянии. Ещё до принятия закона уровень безработицы зашкаливал, а что делать лицам «предпенсионного» возраста, лишившимся надежды на пенсию, не указывается.

Из-за увеличения потенциального числа соискателей упадет величина заработных плат по стране. Как следствие – упадок покупательской способности населения.

В условиях дефицита средств возрастёт закредитованность лиц предпенсионного возраста. Уже за 2021 год число заёмщиков в РФ по данным ОБК достигло 50 000 000 человек. Половина из них ежемесячно платят 1/3 от своих доходов кредиторам. Возрастёт спрос на потребительские кредиты, а банки будут разрабатывать специальные программы именно под пожилых лиц.

Для студентов

Тяжелее всего будет бывшим ученикам ВУЗов, впервые выходящим на рынок труда. Попасть на достойные вакансии с хорошей оплатой им будет сложнее. Проблема с поиском работы у студентов ещё более обострится. Ряд отраслей, требующих знания в новых областях, будут свободны, но процесс ротации кадров и скорость карьерного роста замедлится.

Для будущих пенсионеров

Как будущие пенсионеры, так и уже ушедшие на отдых пожилые люди будут получать более существенную прибавку к пособию. Но изначально продвигаемая в массы надбавка цифрой в 1 000 рублей оказалась не совсем верной. Выплаты вырастут не на 1 000 рублей, а на 7% от получаемого ранее довольствия.

Пенсионный Фонд сразу после наступления 2021 года опубликовал у себя инфографику, на которой отражена положенная надбавка, которая будет добавлена к пенсии.

В итоге крупные прибавки ожидают тех, у кого изначально были высокие пенсии. Сюда можно отнести:

  • госслужащих;
  • военных и силовиков;
  • жителей столицы.

Но нельзя однозначно считать это обманом по двум причинам:

  • Прибавка в 7 % в следующие 5 лет будет самой крупной индексацией за последние годы (в среднем ранее пенсии росли на 3-4% в год).
  • Эксперты ожидают, что даже с учётом рекордного роста надбавки будут съедены инфляцией.

Для работодателей

Сложности у нанимателей возникнут преимущественно с теми, кто подпадает под переходные период, когда возрастная планка для выхода на пенсию будет повышаться.

Уволить таких людей за 1-1,5 до ухода на отдых будет сложнее.

Под конец 2021 года даже началась разработка отдельного законопроекта, который бы запрещал увольнять лиц предпенсионного возраста, налагая на нарушителей крупные штрафы.

На первый взгляд эта мера выгодна, в первую очередь, самим пенсионерам. Кажется, что теперь они будут надёжно защищены от преждевременного увольнения, когда до ухода на отдых ещё остаётся 1-2 года, источник дохода утерян, а шансы вновь устроиться крайне сомнительны.

В законодательство были внесены и другие дополнительные меры поддержки лиц «предпенсионного» возраста:

  • возможность пройти переобучение;
  • увеличить величину пособий по безработице;
  • предоставить право выхода на пенсию в случае, если увольнение произошло за 1 год до достижения требуемого возраста.

Пенсионная реформа – зло или нет

Повышение возрастной планки для выхода на отдых обсуждалось уже давно, но активно об этом заговорили с 2014-го года, когда экономическое положение страны начало стремительно ухудшаться. Дело в данном случае уже не столько в материальном достатке пенсионеров, сколько в общемировой практике.

Продолжительность жизни россиян выросла – и это факт. Даже учитывая незначительные (по сравнению с другими развитыми странами) расходы на здравоохранение, граждане РФ стали жить дольше. Поэтому рано или поздно возрастную планку повышать бы пришлось.

Другое дело, что можно было сделать это раньше и намного менее болезненными методами. Проще и менее остро такая реформа была бы проведена, если бы законопроект приняли в 2012-2014 гг., когда не было таких экономических проблем.

В качестве компромисса был введён переходный период, который был рассчитан под людей, уходящих на отдых в ближайшие годы. В столь тяжёлых материальных условиях резко повышать пороговый возраст было опасно, поэтому постепенный рост планки имел смысл. Но здесь можно обратиться к опыту развитых стран, на которые ссылались законодатели, продвигавшие реформу.

Например, в США возраст выхода на пенсию был повышен в 1983 году – сразу, без переходного периода. Новая планка составляла 67 лет (ранее – 65 лет). И этого шага никто не заметил, поскольку в силу закон вступил аж в 2027 году.

Плюсов такого решения было несколько:

  • Людям, которые должны были уйти на отдых в 67 лет, на момент принятия законопроекта было 23 года. Это позволило должным образом распланировать свою трудовую деятельность, чтобы подготовиться к достойной старости. У нас же реформа напрямую коснётся тех, кому по старым меркам оставалось работать ещё 5-10 лет.
  • Сопротивления среди населения США такой подход не вызвал. Новая планка касалась преимущественно молодёжь, которой до пенсии было тогда ещё далеко. У нас же реформа затронула граждан в возрасте 50-60 лет, которым найти источник дохода до оформления пенсии будет куда сложнее.
  • Серьёзных негативных экономических последствия данное решение также не имело. Плавный переход не потребовал больших затрат американского бюджета, который, напомним, выделяет на пенсии намного больше отечественного.

Поэтому-то реформа в США не вызвала такого ажиотажа, протекая спокойно до сих пор. Наши службы государственной статистики, как и зарубежные, также подсчитали, что в будущем продолжительность жизни будет расти, но не стали принимать необходимые меры заблаговременно.

Итак, даже не сгущая краски можно понять, что принятая реформа весомо повлияет на благосостояние граждан и экономику РФ в целом. Доводы о негативных последствиях такого законопроекта предъявляли самые разные эксперты.

В итоге, несмотря на то, что возрастная граница по всему миру была выше, поднимать её в России было целесообразно ещё 3-4 года назад, когда такие нововведения были бы менее болезненными.

Источник: https://finansypress.ru/pensionnaya-reforma-zlo-ili-vsyo-taki-net-k-chemu-privedyot-povyshenie-pensionnogo-vozrasta/

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: