Приказ по учету и списанию гсм

Приказ на списание гсм

Приказ по учету и списанию гсм

20 июля 2021     Приказы

Когда на балансе предприятии числится транспортное средство, перед сотрудниками бухгалтерии ставятся задачи о покупке бензина, о разработке норм использования и списания горюче-смазочных материалов.

При этом в расчете учитываются климатические условия региона, выраженные в коэффициентах, которые регулируют показатели расхода автомобиля.

На предприятии следует составить приказ о списании топлива и ГСМ, образец которого можно скачать ниже.

Издание приказа

Распоряжение на списание на предприятии издает руководитель юридического лица. Основанием служат путевые листы маршрутов движения автомобиля, а для грузового автотранспорта еще и объемы грузоперевозок, подтвержденные товарными накладными.

Для топлива, использующегося на профилактические, ремонтные работы, расход горюче-смазочных материалов определяется по лимитно-заборным карточкам, актам выполненных работ и расходным накладным.

Заключение, созданное комиссией экспертов по определению нормативов и объема расхода, является основанием для составления приказа о списании ГСМ.

Министерством транспорта РФ утверждены расходные нормативы:

  • базовая, исчисляется в литрах при полном оборудовании транспорта на 100 км пробега;
  • транспортная, зависит от грузоподъемности автомобиля, исчисляется как базовая;
  • норма при использовании прицепа, учитывается дополнительная масса (1 т.);
  • показатель для маневрирования, погрузки и разгрузки продукции, товара;
  • норматив для специальных работ, рассчитанный на 100 км;
  • норма при наличии установленного на автомобиль оборудования (специального), рассчитывается за 1 час или 1 операцию;
  • показатель, установленный для независимого устройства обогрева за 1 час.

Юридические лица могут использовать другие показатели для списания топлива, закрепленные в локальной документации фирмы.

Налоговая инспекция не может настаивать на выполнение именно таких нормативов расхода ГСМ, за исключением автотранспортных организаций, применение рекомендаций Минтранса для которых является обязательным условием.

Скачайте также приказ о нормах расхода топлива.

Как оформить для горюче-смазочных материалов и топлива?

Определив нормы для имеющегося у компании транспортного средства, издается приказ.

Форма приказа — произвольная, она включает в себя:

  • реквизиты компании: наименование, фактический и юридический адрес, телефоны;
  • дату приказа и место составления;
  • название документа и его обоснование (обновленное распоряжение Минтранса);
  • дату вступления в действие нормативов расхода горюче-смазочных материалова;
  • фиксирование марки транспорта, номерной знак, модификацию;
  • норму расхода бензина для каждой машины в отдельности (если их несколько);
  • обозначение показателя списания других горюче-смазочных материалов, предназначенные для технического обслуживания средства передвижения;
  • информацию о периодичности списания ГСМ и документ основание (как правило, 1 раз в месяц на основании акта);
  • данные ответственного специалиста за соблюдение новых показателей (начальник транспортного отдела или АХО) и его ознакомительная роспись;
  • подпись директора и главного бухгалтера, печать предприятия.

Нормы расхода топлива зимнего периода применяются с 1 октября по 31 марта, летнего — с 1 апреля по 30 сентября.

Как вариант, в приказе следует написать нормы летнего времени, а для зимнего указать увеличивающую надбавку в процентах.

Они обозначаются распоряжением Министерства транспорта РФ и зависят от местоположения компании.

При превышении нормативов расходования топлива, оформляется ведомость и предоставляется руководителю организации для вынесения решения о возмещении перерасхода ГСМ. Директором, в большинстве случаев, данный факт рассматривается как недостача, убытки компенсируются виновным лицом или группой сотрудников (бригадная работа).

За экономию топлива, если это предусмотрено в положении фирмы, служащим полагается премия, которая выплачивается в соответствии с приказом руководителя.

Скачать образец

Приказ о списании ГСМ по нормам образец — скачать.

Для того чтобы списать ГСМ требуется подтвердить характер использования этих запасов.

Основанием для списания израсходованных ГСМ является путевой лист. При этом объемы перевозок грузовыми автомобилями не учитываются, если эти объемы не подтверждаются товаротранспортными накладными.

Списание ГСМ, использованных на профилактические и ремонтные работы, происходит на основании лимитно-заборных карточек, расходных накладных, актов во исполнение работ.

Расходы ГСМ определяются на основании утвержденных норм. Виды норм расходов ГСМ:

  • базовая линейная норма на 100 км пробега;
  • норма для исполнения транспортных работ на 100 т/км;
  • норма на одну тонну дополнительной массы (в случае использования прицепа);
  • норма на поездку с грузом (эта норма связана с маневровкой автомобиля и выполнением операций погрузки-разгрузки);
  • норма на 100 км пробега при выполнении специальных работ;
  • норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях (рассчитанная на один час или одну операцию);
  • норма на работу автономного обогревательного устройства (рассчитанная на один час).

Нормами предусмотрены также различные надбавки и поправочные коэффициенты, позволяющие учитывать обстоятельства, в которых выполняются работы (например, климатические условия). Применение поправочных коэффициентов и переход на летние или зимние нормы начинается по приказу руководителя предприятия.

В случае выявления сверхурочных расходов ГСМ, составляется ведомость таких расходов и подается руководителю предприятия для принятия решения о возмещении стоимости перерасходованных ГСМ.

Как правило, сверхурочные расходы горючего рассматриваются как недостача, подлежащая возмещению за счет виновных лиц. При бригадном методе работы, по согласию рабочих допускается введение солидарной ответственности за недостачу.

За экономию ГСМ водителям могут выплачиваться премии.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2021-2021 годах

Такое премирование предусматривается специально разработанным на предприятии положением. Выплаты премий за экономию ГСМ происходят на основании приказа руководителя предприятия.

В бухгалтерском учете эти виды премий зачисляются на соответствующий счет расходов по элементу «Расходы на оплату труда». Общий размер выделенных на такое премирование расходов не должен превышать размер экономии ГСМ. Количественные показатели списания топлива удобней рассчитывать в программе.

Списание топлива производится на основании данных путевых листов, карточек учета расхода ГСМ и отчета о движении ГСМ, а при ремонтных работах — на основании лимитно-заборных карточек, актов выполненных работ и расходных накладных.

Образец приказа на списание ГСМ на предприятии по факту

Для списания израсходованных горюче-смазочных материалов на предприятиях издается соответствующий приказ, в котором устанавливаются нормы расхода ГСМ.

Приказ должен отражать нормы потребления ГСМ на каждый вид транспорта, период, на который распространяется повышающий коэффициент и его процент.

В приказе указываются нормы расхода на другие горюче-смазочные материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Также устанавливается период для списания ГСМ, нормативный документ, предназначенный для этого и материальное лицо. Подписывается приказ директором и главным бухгалтером предприятия.

Норма потребления ГСМ также предусматривает надбавки и поправочные коэффициенты. По приказу руководителя организации осуществляется переход на зимние и летние нормы потребления ГСМ.

В случае необоснованного перерасхода установленных норм, принимается решение о возмещении ущерба за счет виновных лиц. При экономии топлива водители могут быть премированы по приказу руководства.

Такой вид премии зачисляется в бухгалтерском учете на соответствующий счет расходов на оплату труда и общая сумма премирования за экономию топлива не должна превышать размер экономии ГСМ.

Приказ на списание топлива – документ, изданный руководителем предприятия о списании топлива или горюче-смазочных материалов. Основанием данного списания является заполненные путевые листы.

Документ приказа не имеет специализированной формы составления, поэтому оформляется в письменном виде в произвольной форме.

Как оформляется приказ о нормах списании ГСМ

Данный документ предполагает перечень норм расхода топлива. Как правила, существуют следующие нормы:

  • базовая норма, которая измеряется в литрах и рассчитана на 100 км пробега автомобильного средства при условии его полного оборудования;
  • транспортная норма, которая измеряется в литрах и рассчитана на 100 км пробега, как и предыдущая (показатель зависит от грузоподъемности транспортного средства);
  • показатель нормы, который рассчитан на 100 км пробега автомобильного средства;
  • показатель нормы, который рассчитан на 100 тонно-километров пробега грузового автомобиля.

Перед утверждением норм списания топлива необходимо принять во внимание дорожно-транспортные факторы, а так же факторы, связанные с погодными условиями. Для этого используют поправочные коэффициенты, которые имеют конкретные значения и выражаются в процентах. С помощью данного показателя можно наблюдать увеличение или же снижение расхода нормы топлива и горюче-смазочных материалов.

Нормы списания топлива утверждаются как для зимнего времени года (1 октября — 30 марта), так и для летнего (1 апреля – 30 сентября).

Далее в приказе указывается определенный период, за который необходимо списать то или иное топливо или горюче-смазочные материалы. Как правило, списание происходит 1 раз в месяц.

Тем не менее, каждое предприятие утверждает данный период индивидуально, исходя из частоты использования транспортных средств, а так же деятельности предприятия в целом.

Перед утверждением приказа о списании топлива руководитель предприятия назначает комиссию, в состав которой входят эксперты. Только после их оценки и вынесенного решения, руководитель составляет документ приказа, основываясь на их мнение.

Приказ подлежит заверению в виде подписи руководителя предприятия, а так же печати предприятия.

После этого с документом следует ознакомить начальника отдела транспорта, который исходя из отображенных показателей, делает приблизительные прогнозы на следующий период.

Источник: https://u-bags.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B3%D1%81%D0%BC/

Практические советы по учету и списанию ГСМ

Приказ по учету и списанию гсм

Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ. Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива.

Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы. В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу.

Ответ на этот вопрос мы начнем с замечания: следует обращать внимание, что назначения нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту. Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке. Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив.

Налоговый учет

Применение норматива в налоговом учете — вопрос неоднозначный.

Еще несколько лет назад чиновники утверждали, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Об этом неоднократно напоминали специалисты Минфина России (см.

, например, письмо Минфина России и от 17.11.11 № 03-11-11/288). Также представители этого ведомства настаивали: если организация использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать свой лимит и использовать его для списания ГСМ в затраты (письмо от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).

 

Однако в Налоговом кодексе подобное правло отсутствует. Поэтому многие компании не придерживались никаких норм, и уменьшали налогооблагаемую базу на полную стоимость израсходованного бензина. Такой подход поддерживали судьи (определение ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)).

Позже чиновники согласились, что применять установленные нормы хоть и желательно, но не обязательно (см., например, письмо Минфина Россииот 27.01.14 № 03-03-06/1/2875; «Налогоплательщики не обязаны нормировать затраты на бензин для служебного транспорта»).

  Таким образом, на сегодняшний день компании могут беспрепятственно учитывать топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода. Единственное, чего делать не следует, так это игнорировать лимиты, разработанные самой же организацией.

Судьи считают, что раз компания утвердила норматив, она обязана им руководствоваться, в противном случае ее ждет штраф (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № А53-24671/2014).

Добавим, что налогоплательщикам, которые все же решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете. Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.

Как рассчитать собственный норматив

Если для машины нет утвержденного Минтрансом лимита, либо организация решила использовать другое значение, она вправе рассчитать собственный лимит. Как правило, в такой ситуации компании действуют одним из двух способов.

Первый способ — позаимствовать информацию о расходовании топлива из технической документации на автомобиль. Такой подход соответствует позиции Минтранса России (см. «Изменились правила определения норм расхода ГСМ для легковых автомобилей»).

Второй способ — создать комиссию и произвести замеры. Для этого в пустой бак машины нужно залить определенное количество бензина, например, 100 литров. Затем авто должно ездить до тех пор, пока бак не станет абсолютно пустым.

Исходя из показаний спидометра, надо определить, сколько километров понадобилось для полного опустошения бака. Наконец, количество литров нужно разделить на количество километров. В итоге получится цифра, показывающая, сколько бензина расходует машина при проезде одного километра.

Этот показатель следует зафиксировать в акте и поставить подписи всех участников комиссии.

Поскольку расход топлива зависит от условий поездки, лучше произвести контрольные замеры «на все случаи жизни»: отдельно — для груженого и порожнего авто, отдельно — для летних и зимних поездок, отдельно — для простоя со включенным двигателем и т д. Все полученные результаты следует отразить в акте, составленном и подписанном комиссией.

Есть и более простой вариант: утвердить один базовый норматив (например, для летнего периода) и повышающие коэффициенты: для зимних поездок, для поездок по перегруженным трассам и пр.

Как провести инвентаризацию ГСМ

Так как списание по нормативу подразумевает погрешности, организация должна периодически сверять данные, отраженные в бухучете, и фактические остатки. Проводить такую сверку можно раз в неделю, в месяц или в квартал. Некоторые компании делают ее ежедневно.

Для определения фактического остатка используют разные методы. Самый простой — это вылить из бака бензин в мерную емкость и узнать объем. Однако организации редко прибегают к такому способу.

Более распространен другой метод. Суть его в заключается в следующем. Сначала надо полностью наполнить бак. Затем нужно посмотреть в технической документации, чему равен объем бака.

А также посмотреть по чеку автозаправочной станции, сколько топлива было залито в бак. Если от объема бака отнять объем залитого бензина, получим остаток, который находился в баке до начала заправки.

Эту цифру необходимо сверить с той, что значилась по данным бухучета на то же число.

Существуют и другие способы — например, при помощи специального щупа с нанесенной шкалой. Однако ни один из методов, кроме опустошения бака, не исключает погрешностей.

Бесплатно получить демо-версию сервиса «Путевые листы и ГСМ»

Системы спутниковой навигации

Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации).

Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила.

В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов. Необходимость в инвентаризации тоже пропадает.

Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива. В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы. Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию.

Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ. Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (письмо от 16.06.11 № 03-03-06/1/354).

Как учесть топливо, полученное вместе с автомобилем

Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке. Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ.

Но чаще топливо в договоре не упоминается. Как поступить в этом случае? На практике применяют различные подходы.

Если бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки.

Если бак практически полон, топливо учитывают. Сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации. Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков.

В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ — это налогооблагаемые доходы (подп. 8 ст. 250 НК РФ).

Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 статьи 250 НК РФ.

Как учесть топливо в баке проданного автомобиля

Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке. Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина. Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется.

При отсутствии специального пункта в договоре выбытие бензина надо провести по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом учете подобные расходы отражать нельзя, поскольку стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает облагаемый доход (под. 16 ст. 270 НК РФ).

Гсм в баке арендованной машины

При передаче автомобиля в аренду топливный бак также бывает полностью или частично наполнен. Тут, как и в ситуации с куплей-продажей, предстоит разобраться, как учесть такой бензин.

Иногда организации просто договариваются, что арендодатель передает определенное количество топлива, а арендатор по окончании срока аренды обязуется вернуть такое же количество вместе с машиной. При этом право собственности на ГСМ остается за арендодателем, и передача топлива в учете не отражается.

Но такой вариант не совсем корректен для арендатора, ведь фактически он использует полученный бензин и, как следствие, должен сделать определенные записи в учетных регистрах. По этой причине большинство компаний все же показывают передачу ГСМ от арендодателя арендатору.

Как отразить такую передачу? Самый распространенный вариант — это реализация. Сначала арендодатель продает топливо арендатору, а после окончания срока договора арендатор продает такое же количество арендодателю.

Другой вариант — это товарный заем. Здесь арендодатель выступает в роли заимодавца, а арендатор — в роли заемщика. Оба варианта вполне законны, и бухгалтеру остается выбрать тот, что наиболее удобен в конкретной ситуации.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2012/4/5884

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: